«В борьбе за внимание детей театр кукол всегда выигрывает у гаджетов»

«В борьбе за внимание детей театр кукол всегда выигрывает у гаджетов»
X Международный фестиваль «Театр кукол – без границ» пройдёт в Москве с 12 по 16 мая 2021 года. Помимо основной программы на фестивале будут представлены лабораторные показы по современным пьесам. 
 
«Театр кукол – без границ» – это один из старейших российских фестивалей театров кукол, который проходит ежегодно в Москве. Как отмечают организаторы, основная цель фестиваля – знакомство детей от 3 до 10 лет с лучшими образцами сказочного жанра через показ спектаклей ведущих театров кукол России и мира, расширение кругозора взрослых зрителей, а также создание атмосферы театрального праздника, способного привлечь внимание к искусству театра кукол.
 
В преддверии фестиваля мы поговорили с его программным директором и руководителем литературно-драматургической части Московского областного театра кукол Ольгой Лабозиной.
 
- Ольга, по какому принципу отбираются спектакли-участники фестиваля?
 
- Нынешний фестиваль – десятый по счёту. Но фактически ему уже более 30 лет, потому что он возник в год 50-летия Московского областного театра кукол. В 1990-е годы он не проводился. Мы возродили его к 85-летию театра. Когда мы думали об идее, которая объединила бы спектакли для фестиваля, мы подумали, что в театре кукол не обойтись без сказки. Поэтому мы решили собирать на одной сцене хорошие сказки – литературные или народные. Мы с коллегами считаем, что это глубокий и сложный жанр, в котором заложено много ценного: мудрость, юмор, захватывающий сюжет… Детский театр невозможен без сказок. Их поиск и отбор для фестиваля – это первое направление нашей работы.
 
Второе направление возникло чуть позже. Когда мы задумались, что, кроме непреходящего жанра сказок, должны быть современные тексты, написанные специально для театра кукол. Так внутри фестиваля появилась лаборатория «Маленькая драма», где драматурги пишут пьесы. По этим двум принципам мы делаем отбор спектаклей для программы.
 
- Какие спектакли составили афишу «Театра кукол – без границ» в этом году?
 
- В прошлом году фестиваль не состоялся из-за пандемии. Поэтому некоторые спектакли из прошлого были перенесены в этот год. В остальном мы остались верны своей концепции. В программе – спектакли по современным пьесам и сказки. 
 
В афишу юбилейного фестиваля вошли спектакли из Нижнего Тагила, Рязани, Иваново, Санкт-Петербурга, Эстонии, Московской области и Москвы. Кроме того, её дополнили эскизы по пьесам, написанным на драматургической лаборатории «Маленькая драма», которую проводит Московский областной театр кукол. 
 
Показы спектаклей пройдут на основной сцене Московского областного театра кукол, а также на сценах Московского театра кукол, Московского детского театра теней и Московского детского камерного театра кукол.
 
Мы покажем спектакль «Тео возвращается домой» Ивановского театра, который создан по написанной на нашей лаборатории пьесе петербургского драматурга Гули Насыровой; «Тристана & Изольду» в постановке Олега Жюгжды по пьесе Сергея Ковалёва; новую версию «Аленького цветочка» по тексту Николая Коляды из Нижнетагильского театра; «Козявочку» петербургской театральной корпорации «Кот Вильям», которая получила в этом году «Золотую Маску» за спектакль «Крот, который мечтал увидеть солнце»; «Машеньку и трёх медведей» по Льву Толстому Московского детского камерного театра кукол и «Серебряное копытце» Рязанского театра кукол по Бажову. 
 
В программу также войдут две совсем свежие премьеры – Московского театра теней «Так и не написанная история» по рассказам Достоевского и Московского театра кукол «Удивительный волшебник из страны Оз» по Бауму. Открывать фестиваль будет авторский спектакль Бориса Константинова «Русалочка», поставленный в нашем театре. Кроме того, у нас запланирован онлайн-показ работы эстонского театра «ProJekt» «Умка – белый медвежонок». Это единственный зарубежный участник фестиваля этого года. 
 
Во время фестиваля мы также проведём лабораторию, на которой будет представлено четыре эскиза по новым пьесам современных драматургов, которые ещё нигде не были даже опубликованы. Это три автора из Санкт-Петербурга – Евгений Ионов прислал нам пьесу «Девочка без лица» о поиске себя, Маргарита Кадацкая – «Маленькую Нанни в шкатулке» о взаимоотношениях двух сестёр, Валерия Темкина – фантасмагорию «Торговка воспоминаниями»; Елена Богданова из Новосибирска написала «Смоленскую ведьму», основанную на смоленских «криминальных хрониках», а Олег Михайлов из Харькова – «Куклы Китовой бухты» об отношениях мальчика и бабушки. Тексты в основном рассчитаны на детей старшего школьного возраста и подростков.
 
- Как вы подводите итоги фестиваля?
 
- У нас нет конкурса в общепринятом смысле этого слова, места и номинации мы не распределяем. Зато работает семейное жюри. Три семьи (наши постоянные зрители), где представлены разные поколения, дают приз. Причём дети и взрослые обсуждают итоги отдельно – в итоге получается два диплома. 
 
Такое жюри – это воплощение нашей убеждённости в том, что кукольный театр – это зрелище для свей семьи. Ведь каждый спектакль можно смотреть на разной глубине. 
 
Кроме семейного жюри, на фестивале работают профессиональные зрители – театральные критики. В конце фестиваля они проводят круглый стол. Иногда в итоге обсуждения у них появляется желание дать диплом спектаклю, режиссёру или актёру.
 
- Как в последние годы меняется кукольный театр?
 
- Театр кукол становится всё более синтетическим. В спектаклях используется не только традиционная кукла, но иногда и предметы – на сцене они превращаются в действующих лиц. Иногда театр кукол объединяется с театром теней. Ещё – используется очень много мультимедийных проекций. Много «живого плана» - это когда актёр работает на сцене без куклы, а как персонаж. 
 
Ещё одна тенденция – появление в театре кукол постановок на основе текстов современных авторов. Заметила также, что в последнее время стало больше проводиться лабораторий для режиссёров театра кукол. Это радует, потому что это помогает искать новые сюжеты, новые приёмы.
 
- Какой кукольный спектакль произвёл на вас самое большое впечатление?
 
- Для меня театр кукол начался со спектакля Руслана Кудашова «Потудань», я увидела его впервые лет 20 назад. А из последнего – «Пегий пёс, бегущий краем моря» Рязанского театра кукол в постановке главного режиссёра театра имени Образцова Бориса Константинова и его постоянного соавтора – художника Виктора Антонова. 
 
В основе этой постановки – повесть Чингиза Айтматова. Этот автор никогда раньше не ставился в театре кукол. Это притча о самопожертвовании, об уходе в другой мир ради того, чтобы жил ребёнок. Это притча – очень сложный жанр для театра кукол. У Константинова получился очень зрелищный, очень цельный спектакль, который производит сильное впечатление. 
 
- Как думаете, театр кукол может выдержать конкуренцию с гаджетами в борьбе за внимание детей?
 
- Если спектакль захватывает эмоционально, то гаджеты будут отложены. Таков итог моего наблюдения за детьми и подростками – нашими зрителями. Кроме того, не будем забывать, что театр кукол – это волшебство. На твоих глазах прямо сейчас благодаря актёру кукла оживает – этого не дают гаджеты. Главное, чтобы дети пришли в театр. И – живое искусство победит!
Другие новости раздела: КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА

Режиссёр Максим Иванов: Это спектакль о том, что же такое «русская» любовь

В «Школе драматического искусства» готовятся к премьере спектакля «Екатерина»

КУЛЬТУРА

Режиссер Костас Марсаан: «Это такой фильм-карнавал»

Под Москвой снимают мистический триллер

КУЛЬТУРА

«Хрустальный переулок настолько скрыт от пешеходов, что кажется, что его и вовсе нет»

Эксперт - о центре торговой жизни Москвы XIX века

Популярное в сети

ОБЩЕСТВО

На Смоленском метромосту появилась надпись «Катя, выходи за меня!»

Так здесь впервые сделали предложение руки и сердца

ОБЩЕСТВО

Эксперт ЕГЭ Инесса Васильева: «Введение изменений в ЕГЭ в 2022 году преждевременно»

Изменения затронут все предметы, кроме информатики

КУЛЬТУРА

Писатель Тимур Максютов: «Сергей Лукьяненко умеет придумывать и рассказывать истории, которые интересно читать»

Фантаст готовит к выпуску две последние книги трилогии об Измененных

ОБЩЕСТВО

Greenpeace: В России перерабатывают всего 7% коммунальных отходов

В стране нужно развивать раздельный сбор отходов

КУЛЬТУРА

Выставка «...в постоянном мерцании между событием и его образом»

В «Гараже» открылась первая в России выставка немецкого художника Томаса Деманда

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

Между Парижем и Подмосковьем теперь выбирают второе

25 и 26 сентября один из музеев региона можно посетить бесплатно

Похожие публикации

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

22 апреля «Золотую Маску» вручат лучшим российским спектаклям

Церемония пройдет в онлайн-формате

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

«Кончается искусство, начинается что-то другое»: в повторный прокат выходит фильм Элема Климова «Иди и смотри»

2 мая картину можно будет увидеть в киноцентре «Октябрь»

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

Киновед Юрий Шуйский: Кинофеминизму - есть чем заняться!

Кино к 8 Марта в СССР и теперь