«Кончается искусство, начинается что-то другое»: в повторный прокат выходит фильм Элема Климова «Иди и смотри»

«Кончается искусство, начинается что-то другое»: в повторный прокат выходит фильм Элема Климова «Иди и смотри»
6 мая в прокат выйдет фильм Элема Климова «Иди и смотри». Зрители увидят версию, прошедшую цифровую реставрацию. Специальный показ фильма в Москве пройдет 2 мая в киноцентре «Октябрь». 

Напомним, что «Иди и смотри» — военно-историческая драма, которая вышла в 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Картину снял режиссер Элем Климов по сценарию, который он создал вместе с писателем Алесем Адамовичем. Фильм получил награды на нескольких крупных кинофестивалях, а в прокате его посмотрело около 30 миллионов зрителей. Картину даже выдвинули как кандидата от СССР на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». 

Действие ленты разворачивается на территории Белоруссии в 1943 году. В центре сюжета — мальчик Флера, который становится свидетелем нацистской карательной акции. Картина известна своими спецэффектами, которые Элем Климов использовал, чтобы вызвать у зрителя ощущение ужаса, страха и безысходности. Например, во время съемок режиссер использовал настоящие снаряды, трассирующие пули. Некоторые приемы Климова, например эффект глухоты и звона в ушах, которые испытывает главный герой после разрыва снаряда неподалеку, позднее использовал Стивен Спилберг в военной драме «Спасти рядового Райана».

Вера Гиренко поговорила с киноведом Евгением Еременко  о том, способен ли фильм «Иди и смотри» шокировать сегодняшних любителей кино и нужен ли этот «травматичный» зрительский опыт. 


- Евгений, как вы относитесь к явлению повторного выхода в прокат старых фильмов?

- Повторный выход фильма в прокат – это, прежде всего, констатация актуальности: его помнят, его «хотят», массовый зритель по-прежнему желает «что-то увидеть» в этом произведении. Как прадедушки снова и снова надеялись, что Василь Иваныч сможет переплыть-таки реку в финале «Чапаева». 

В связи с повторным выходом кэмероновского «Титаника» – для российского зрителя – востребованность проявлялась еще и в том, что подавляющее большинство зрителей не смотрели этот фильм на большом экране. На его посещение, в 1997-м году, у основного числа соотечественников элементарно не хватало средств: билет в «Авроре» стоил, в переводе на нынешние деньги, тысяч пять (ну, может, чуть меньше). После видео-кассет и дисков, многим хотелось «освежить эмоции», «вспомнить Лео молоденького». 

- Каковы причины возврата на большой экран фильма «Иди и смотри»?

- В случае с картиной Элема Климова ситуация принципиально другая. «Иди и смотри» возвращается не по «многочисленным заявкам». Это социокультурная, некоммерческая акция, предложенная «сверху» (к тому же, незадолго до 9-го мая). «Специфический зрительский опыт» в данном случае – это эмоциональный шок. По признанию Василия Сигарева, после просмотра этой ленты в «восемь-девять лет» будущий кинематографист утратил всякое желание играть в войну. Но, возможно, именно тогда, «благодаря» Элему Климову началось рождение Сигарева-кинорежиссера с характерной для него эстетикой. 

В свое время на премьеру «Иди и смотри» откликнулся один из мастеров позднего советского кино, сценарист Анатолий Гребнев. Разделяю его мнение. С вашего позволения, приведу развернутую цитату из его дневника 1985 года: «…Действительно, такого еще не было – так резко, обнаженно, натурально, со всеми кошмарными подробностями, как фашисты сжигают заживо людей… Все это постепенно переходит какую-то черту – кончается искусство, начинается что-то другое, чему не подберу названия. Режиссер садистски мучает нас. Так нужно? Не верю. Подозреваю суетное желание поразить, переплюнуть: а вот как я могу… За всем этим, как ни странно, стоит холодный, жестокий человек, который, не жмурясь, показывает нам эти вещи. Художник должен здесь в какой-то момент зажмуриться. Сказать вместе с нами: не могу больше!  Климов говорит нам: смотрите. И вот вам еще, и вот еще – безобразие нечеловеческих мучительств и мучений. Уж не наслаждается ли он этим?..» 


- Опыт просмотра фильма Элема Климова может быть травматичным. Кому вы могли бы рекомендовать его?

- Возрастной зрительский ценз – когда речь идет о «Иди и смотри» - имеет принципиальное значение. Для «нежного возраста», юных людей с неокрепшим эмоциональным внутренним миром, этот фильм может стать не просто «прививкой против жестокости», но и, возможно, «вакцинацией с побочными эффектами». Изъясняюсь витиевато, но – киноманы поймут – есть особые авторские фильмы, которые вроде бы давно признаны классикой (как, например, в творчестве Пекинпа, Кубрика, Пазолини, Ханеке). Но у многих, многих зрителей, эти «шедевры» на всю жизнь оставляют ощущение тягостного неприятия. Художник «высказался». А ты, зритель, «мучайся теперь с этим» всю оставшуюся жизнь. Пошел ведь, и посмотрел… 

- Впервые в прокат картина «Иди и смотри» вышла в 1985 году. Какими вам запомнились те показы?

- По-прежнему считаю уровень советского кино непревзойденным по сравнению с нынешним российским экраном. Но именно в связи с премьерой «Иди и смотри» у меня осталось ощущение ущербности одной из сторон организации кинопросмотров в СССР. На картину Климова в 1985 году, используя школьный «административный ресурс», отправляли школьников целыми классами. Опираюсь на собственный «зрительский опыт», учился тогда в 9-м классе. И – не помню уж как, мне тогда не довелось оказаться «в одном пылающем сарае» с другими одноклассниками. На другой день пошли «криповые» комментарии. Причем были они не о фильме, как кинематографической условности. Шел пересказ зрительского участия в событиях, что так ценят сторонники ленты. Фильм я смотрел гораздо позже, уже в зрелом возрасте, в других условиях, «в другой стране» (как, впрочем, другими, уже «несоветскими» глазами смотрел его и совсем тогда юный Василий Сигарев). 

- Каким этот фильм видится сейчас на фоне нашего сегодняшнего зрительского опыта?

- Со сменой эпох (сначала видео, потом интернета) «Иди и смотри» - как бы ни была далека от дешевого хоррора эта лента – уже перестала ассоциироваться с «запредельной жестью». И уж совсем как гиньольная пародия воспринимается в «Утомленных солнцем-2» расправа нацистов над цыганами, «упакованная» Никитой Михалковым не в «две серии», а в несколько минут. Остается снова сказать: «Кончается искусство, начинается что-то другое...»
Другие новости раздела: КУЛЬТУРА

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

«Союзмультфильм»: мультяшки займутся наукой

В рамках Года науки и технологий

КУЛЬТУРА

Театровед Алексей Гончаренко: «Фестиваль «Артмиграция-детям» не прошел мимо ни одного города, где существует театр для детей и подростков»

С 25 по 31 октября в Москве пройдет III Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция-детям»

КУЛЬТУРА

Прямые потомки Сергея Есенина «встретились» в виртуальном пространстве

В Москве открылась выставка-интервью «Родная кровь»

Популярное в сети

ОБЩЕСТВО

Москва претендует на звание «Мировой столицы дизайна - 2024»

В конкурсе Всемирной организации дизайна

КУЛЬТУРА

Киностудия им. М. Горького снимет документальный цикл о советском дизайне

С участием теоретиков и практиков дизайна

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

Тимур Вахитов: библиотеки Москвы станут частью единого информационного пространства

В рамках реализации стратегии развития библиотечного дела в России до 2030 года

КУЛЬТУРА

Кинокритик Сусанна Альперина: «Российское участие в Каннах было беспрецедентным»

Подведены итоги 74-го международного Каннского кинофестиваля

ОБЩЕСТВО

Адвокат Геннадий Нефедовский: "Это разрешение фактически делает допустимой и законной стрельбу из огнестрельного оружия в лесах и парках"

Российские зоозащитники передали в приемную президента обращение с требованием наложить вето на два законопроекта

Похожие публикации

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

22 апреля «Золотую Маску» вручат лучшим российским спектаклям

Церемония пройдет в онлайн-формате

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

Киновед Юрий Шуйский: Кинофеминизму - есть чем заняться!

Кино к 8 Марта в СССР и теперь

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

Диана Вишнёва создала фильм-балет в залах Пушкинского музея

Премьера состоится 31 марта