Выставка «...в постоянном мерцании между событием и его образом»

Выставка «...в постоянном мерцании между событием и его образом»
В Музее современного искусства «Гараж» открылась первая в России выставка немецкого художника Томаса Деманда — одного из самых значимых фотографов последних десятилетий.  Экспозиция «Зеркало без памяти» продлится до 30 января 2022 года. 

В музее пояснили, что уникальный метод фотографа состоит в том, что, заимствуя изображения тех или иных событий из прессы и других источников (или организуя технические съемки), Деманд воспроизводит эти сцены в реальном масштабе из картона и бумаги, делая фактически скульптуры, после чего фотографирует их, а затем разрушает.

Екатерина Иноземцева, куратор выставки
 
- Центральное место в художественной практике Томаса Деманда занимает само изображение, его природа, способы создания/конструирования и механики зрительского восприятия. Когда мы смотрим на фотографии Деманда, что мы видим на самом деле? Насколько сфотографированные модели из бумаги и картона имеют отношение к чувственной или исторической реальности? Видим ли мы некие «мыслеформы», ментальные конструкты, или живые ситуации, когда смотрим на осколки фарфора в музее, комнаты отелей, замерший в самой высокой точке аттракцион, выход на посадку или опустевший боннский парламент?

Работы Деманда живут в постоянном мерцании между событием и его образом, которое заметно корректирует наше восприятие времени. На его фотографиях никогда нет людей или видимого действия, нам часто сложно соотнести картинку с каким бы то ни было событием, точкой на временной шкале. Поставленные рядом предметы как будто сами запускают свой автономный нарратив, и мы автоматически спрашиваем себя, почему на снимке именно эта ванная, которая выглядит как все ванные в трехзвездочных отелях, что в ней особенного, что и когда здесь произошло? Где искать разрешения тревоге и смутным узнаваниям — в этих поисках мы объединяемся в блуждании по выставке, пытаясь достроить недостающие куски реальности. Именно поэтому некоторые работы снабжены комментариями: они призваны запустить мнемонические механизмы и определить отношения зрителей с неким событием или его образом, разобраться в том, какими дорогами следует наша когнитивная активность. Как в зеркале — посмотреть на самого себя.

Работы Деманда принципиально не складываются в последовательное повествование, они единичны, фрагментированы, осколочны. Французский философ Жак Рансьер точно описывает их как «зеркала, отражающие пустоту» (и это еще одна дешифровка метафоры зеркала, заключенной в названии выставки). Осколки могут выдержать только «избирательное сродство», обращаясь не только к названию романа Гёте, но и к термину из химии XVIII века, обозначающему способность химических веществ соединяться с другими веществами или их соединениями, отдавая им предпочтение перед другими. По принципу «избирательного сродства» живут работы Деманда и в экспозиции, являясь по сути автономными единицами, которые образуют формальные или содержательные синкопы.

Выставочная комбинаторика становится частью долгого (и интуитивного со стороны художника) процесса по поиску, отбору, конструированию/вырезанию и фотографированию объектов, сообщая специфическое чувство временности, сливаясь с другими «временностями»: нашей ненадежной памятью, вымыванием картинок с первых страниц поисковиков и их погружения в бесконечный цифровой архив имиджей «до востребования»
Другие новости раздела: КУЛЬТУРА

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

«Союзмультфильм»: мультяшки займутся наукой

В рамках Года науки и технологий

КУЛЬТУРА

Театровед Алексей Гончаренко: «Фестиваль «Артмиграция-детям» не прошел мимо ни одного города, где существует театр для детей и подростков»

С 25 по 31 октября в Москве пройдет III Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция-детям»

КУЛЬТУРА

Прямые потомки Сергея Есенина «встретились» в виртуальном пространстве

В Москве открылась выставка-интервью «Родная кровь»

Популярное в сети

ОБЩЕСТВО

Москва претендует на звание «Мировой столицы дизайна - 2024»

В конкурсе Всемирной организации дизайна

КУЛЬТУРА

Киностудия им. М. Горького снимет документальный цикл о советском дизайне

С участием теоретиков и практиков дизайна

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

Тимур Вахитов: библиотеки Москвы станут частью единого информационного пространства

В рамках реализации стратегии развития библиотечного дела в России до 2030 года

КУЛЬТУРА

Кинокритик Сусанна Альперина: «Российское участие в Каннах было беспрецедентным»

Подведены итоги 74-го международного Каннского кинофестиваля

ОБЩЕСТВО

Адвокат Геннадий Нефедовский: "Это разрешение фактически делает допустимой и законной стрельбу из огнестрельного оружия в лесах и парках"

Российские зоозащитники передали в приемную президента обращение с требованием наложить вето на два законопроекта

Похожие публикации

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

В музее «Гараж» споют «Песню чудовищного типа»

Первая в России выставка Софии аль-Марии продлится до 15 августа

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

ОБЩЕСТВО

Эксперт ЕГЭ Инесса Васильева: «Введение изменений в ЕГЭ в 2022 году преждевременно»

Изменения затронут все предметы, кроме информатики

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

Куратор Инна Мирзоян: «Хорошая декорация может спасти плохой спектакль, но на первые 15 минут»

26 августа откроется выставка московских театральных художников «Итоги сезона»