Театральный критик Павел Руднев: Глубокое понимание жизни обретается опытом жизни в в провинции

Театральный критик Павел Руднев: Глубокое понимание жизни обретается опытом жизни в в провинции
Крупнейший фестиваль молодой драматургии в России «Любимовка» объявил шорт-лист, в который вошли 24 названия. 

Напомним, что фестиваль современной драматургии «Любимовка» пройдёт с 3 по 10 сентября в Московском театре «Современник».

Команда ридеров состоящала из 23 человек, отобрала список пьес из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Уфы, Львова, Баку, Минска, Владивостока, Софии, Казани, Екатеринбурга и Воронежа.

Об особенностях нынешнего фестиваля ответил театральный критик, ридер фестиваля «Любимовка-2021» Павел Руднев.

- Чем принципиально шорт-лист «Любимовки» этого года отличается от программ фестиваля предыдущих лет?

- Самое важное в программе этого года – повышенное внимание к национальной теме. В этом есть свой резон и свой смысл. Россия – мультикультурная страна. Но создаётся впечатление, что театр проходит мимо национальных тем, будто не замечая их. Национальные культуры в России находятся в определённом культурном гетто. Театроведы часто об этом говорят. Например, одна моя коллега посетовала: мы интересуемся западными технологиями, но не знаем, например, о существовании якутского уникального «Театра Олонхо». Почему, задалась вопросом моя коллега, мы проходим мимо того, что существует внутри нашей страны? Мне кажется, что это очень справедливые вопросы. Россия обладает уникальным национальным потенциалом. В этом году эта тема зазвучала на фестивале с особой силой. Около трети пьес из списка – на национальные темы, они посвящены темам культурной идентичности и культурного колониализма. В этом году в шорт-лист «Любимовки» вошла пьеса Карины Бесолти «Наизнанку» про кавказцев, пьеса Измаила Имана «После Бали» про азербайджанцев, Булат Минкин в «Tatar trip» пишет про татарскую культуру, Зухра Яникова в «Тахире и Зухре» пишет про проблемы кавказских гастарбайтеров. Для всех этих авторов именно эта цель становится очень важной – на русском языке рассказать про проблемы и культурную идентификацию кавказских гастарбайтеров. 

Кроме того, явственно звучит белорусская тема. По меньшей мере три пьесы говорят про насилие, тоталитаризм. 

- Повлияла ли пандемия на темы пьес?

- Да, были пьесы о пандемии. Но они остались за пределами номинационного списка. В театре не происходит быстрого осмысления проблем. На их художественную интерпретацию нужно какое-то время. Пандемия ещё не закончилась. Анализировать её трудно.

- Были ли среди пьес этого года большие впечатления/откровения/открытия лично для вас? Если да, то какие именно это пьесы и авторы?

- Да, в шорт-лист попали потенциальные хиты театрального репертуара. Для меня это две пьесы, которые, на мой взгляд, совершенно точно будут иметь успех на сценах театров. Это, конечно, пьеса Марии Малухиной «Полярная болезнь» - это очень сильный текст о челночнице 1990-х годов, которая едет в вещами для продажи на русский север. По пути она встречается с чем-то необъяснимо жутким, с финно-угорскими народами со своей непостижимой мифологией – с той Россией, которая засасывает и убивает, потому что целые поколения оказываются будто выброшены в мусорную корзину из-за проблем. 

Другая пьеса, о которой хочу сказать, отвечая на ваш вопрос, - это «Бешеный хворост» Олега Маслова. Иосиф Райхельгауз уже объявил, что будет ставить эту пьесу в «Школе современной пьесы». Это тоже довольно страшная пьеса о том, как учителя издеваются над школьником-подростком и тем самым дискредитируют себя как личностей. Мир взрослых вторгается в мир ребёнка и разрушает его. 

Есть потенциал и у пьесы Игоря Ветренко «Рома, правда и подкасты». Пьес для подростков очень мало, они театрами очень хорошо «покупаются». Неплохой потенциал и у пьесы Татьяны Загдай с чёрным юмором «Человек в закрытой комнате».

- Отличаются ли, по вашему опыту, пьесы драматургов из столиц от пьес драматургов из других городов. Если да, то чем именно?

- Даже если автор живёт в Петербурге или в Москве, то не факт, что он родился в одном из этих городов. Хорошего драматурга отличает глубокое понимание жизни, это часто обретается опытом жизни в небольшом городе, а не в столице. Социальные конфликты особенно ощутимы в глубине страны. Поэтому ответ – да, отличаются. Если представлять себе пьесы как зоны поиска правды, то ветвь провинциалов очень мощная и необходимая в современной драматургии. Гришковец, Вырапаев, Пресняковы – все из провинции

Другие новости раздела: КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА

Режиссёр Максим Иванов: Это спектакль о том, что же такое «русская» любовь

В «Школе драматического искусства» готовятся к премьере спектакля «Екатерина»

КУЛЬТУРА

Режиссер Костас Марсаан: «Это такой фильм-карнавал»

Под Москвой снимают мистический триллер

КУЛЬТУРА

«Хрустальный переулок настолько скрыт от пешеходов, что кажется, что его и вовсе нет»

Эксперт - о центре торговой жизни Москвы XIX века

Популярное в сети

ОБЩЕСТВО

На Смоленском метромосту появилась надпись «Катя, выходи за меня!»

Так здесь впервые сделали предложение руки и сердца

ОБЩЕСТВО

Эксперт ЕГЭ Инесса Васильева: «Введение изменений в ЕГЭ в 2022 году преждевременно»

Изменения затронут все предметы, кроме информатики

КУЛЬТУРА

Писатель Тимур Максютов: «Сергей Лукьяненко умеет придумывать и рассказывать истории, которые интересно читать»

Фантаст готовит к выпуску две последние книги трилогии об Измененных

ОБЩЕСТВО

Greenpeace: В России перерабатывают всего 7% коммунальных отходов

В стране нужно развивать раздельный сбор отходов

КУЛЬТУРА

Выставка «...в постоянном мерцании между событием и его образом»

В «Гараже» открылась первая в России выставка немецкого художника Томаса Деманда

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

Между Парижем и Подмосковьем теперь выбирают второе

25 и 26 сентября один из музеев региона можно посетить бесплатно

Похожие публикации

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

«В борьбе за внимание детей театр кукол всегда выигрывает у гаджетов»

X Международный фестиваль «Театр кукол – без границ» пройдёт в Москве с 12 по 16 мая

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

22 апреля «Золотую Маску» вручат лучшим российским спектаклям

Церемония пройдет в онлайн-формате

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

В музее «Гараж» споют «Песню чудовищного типа»

Первая в России выставка Софии аль-Марии продлится до 15 августа