В музее «Гараж» споют «Песню чудовищного типа»

В музее «Гараж» споют «Песню чудовищного типа»
В пространстве «Лаб» Музея современного искусства «Гараж» готовится к открытию первая в России персональная выставка Софии аль-Марии. 

Уточняется, что «Песня чудовищного типа» завершает трилогию выставок, раскрывающих разные подходы к созданию движущихся изображений. 

София аль-Мария впитала влияние двух культур. Мать художницы — американка, а отец — катарец. По словам создателей выставки, полярные традиции и культурные нормы двух стран помогли художнице сформировать собственный, иноземный стиль. 

О сложных поисках идентичности аль-Мария рассказывала в автобиографической книге «Девушка, которая свалилась на Землю».

На первой выставке Софии аль-Марии в России будет показан ее последний фильм «Песнь чудовищного шрифта», двухчастное «Будущее было пустыней» и другие работы, раскрывающие двойственность идентичности на границе Запада и Востока.

Выставка продлится с 5 июля до 15 августа 2021 года


Искусствовед, куратор Марина Виноградова рассказала о художнице и её творческих методах. 

- Какая главная тема для Софии аль-Марии и в чём состоят основные методы её осмысления? В частности, что такое метод «сумочного сочинительства», который практикует художница?

София аль-Мария создает искусство на стыке документалистики и перформанса. В своих видео работах соединяет эстетику новой волны с популярным сейчас направлением искусства «пост интернета». Основные темы, которые волнуют художницу – это расовые, этические и социально-экономические различия и конфликты. В работах Софии аль-Марии всегда очень много личной истории, поскольку художница родилась в США, жила в Каире и училась в Лондоне. Всё это наслоение культур, а также критический, пытливый взгляд на окружающую реальность и социальное неравенство и определяет основные темы творчества художницы. 

Метод «сумочного сочинительства» в литературе придуман легендарной писательницей-фантасткой Урсулой Ле Гуин и основывается на описании основных «линейных» стереотипах культуры. Этот метод София аль-Мария использует в своих работах, говоря о антиколониальной борьбе, корпоративном уничтожении природы и патриархальном насилии.

Но гораздо более важный термин для описания творческого метода Софии аль-Марии «Футуризм Залива», который художница сама придумала для описания своего искусства. Если совсем обобщать, то это такая антиутопия, основанная на критике арабских держав, нефтяного благополучия и сверх потребления, которое ведет к колоссальному социальному неравенству и экологической катастрофе. 

- София аль-Мария – это и художник, и писатель. Насколько это типично –  сочетание словесных и визуальных практик искусства? 

- Художница изучала визуальное искусство и звук в Голдсмит колледже в Лондоне. Поэтому изначально София аль-Мария именно художник, с фокусом на документальном кино. 

Но желание поделится своей личной историей и историей ее семьи привели к идее написать книгу, которая вышла в 2012 году и получила название «Девушка, которая упала на Землю». 

Так что София аль-Мария все-таки изначально визуальный художник, работающий, практически, со всеми темами и проблемами важными для современного искусства. 

- «Песня чудовищного типа» и «Корабль-матка». Чем эти работы могут быть близки российских зрителям? Как они могут соотноситься с местной/региональной повесткой и какие новые смыслы рождать?

- Работы, выбранные для показа в музее «Гараж», как и большинство работ современного искусства, имеют абсолютно международный язык и понятны зрителям любого города мира. Конечно, это такое искусство, которое заставляет зрителя более критично и внимательно смотреть на мир и на ту реальность, в которой мы все находимся. 

Такое искусство не слишком популярно среди российских художников, часто предпочитающих более коммерческие образцы современного искусства, поэтому упустить эту возможность увидеть экспериментальный видео-арт, да еще и с включением танца и перформанса на лучшей музейной площадке Москвы, мне кажется, нельзя




Другие новости раздела: КУЛЬТУРА

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

«Союзмультфильм»: мультяшки займутся наукой

В рамках Года науки и технологий

КУЛЬТУРА

Театровед Алексей Гончаренко: «Фестиваль «Артмиграция-детям» не прошел мимо ни одного города, где существует театр для детей и подростков»

С 25 по 31 октября в Москве пройдет III Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция-детям»

КУЛЬТУРА

Прямые потомки Сергея Есенина «встретились» в виртуальном пространстве

В Москве открылась выставка-интервью «Родная кровь»

Популярное в сети

ОБЩЕСТВО

Москва претендует на звание «Мировой столицы дизайна - 2024»

В конкурсе Всемирной организации дизайна

КУЛЬТУРА

Киностудия им. М. Горького снимет документальный цикл о советском дизайне

С участием теоретиков и практиков дизайна

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

Тимур Вахитов: библиотеки Москвы станут частью единого информационного пространства

В рамках реализации стратегии развития библиотечного дела в России до 2030 года

КУЛЬТУРА

Кинокритик Сусанна Альперина: «Российское участие в Каннах было беспрецедентным»

Подведены итоги 74-го международного Каннского кинофестиваля

ОБЩЕСТВО

Адвокат Геннадий Нефедовский: "Это разрешение фактически делает допустимой и законной стрельбу из огнестрельного оружия в лесах и парках"

Российские зоозащитники передали в приемную президента обращение с требованием наложить вето на два законопроекта

Похожие публикации

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

«Это просто выставка принтов в подземке». Искусствовед Марина Виноградова о выставке современного искусства в московском метро

Выставка овременного искусства в московском метро проходит до 14 апреля

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

В «Гоголь-центре» откроют первую выставку проекта «Гоголь-арт»

«#орусь» покажет примитивное искусство

&w=512&h=288&a=c" class="card-img-top rounded-0" alt="">

КУЛЬТУРА

В Музее космонавтики покажут личные вещи Юрия Гагарина

Выставка «Первый» готовится к открытию 12 апреля